+7 495 740 93 18
+7 926 910 64 79
Москва и Московская область

Главная | Полезная информация | Налоговое право | Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц


Налоги считаются главным инструментом, посредством чего создаются денежные фонды (государственные и муниципальные) и соответственно образуются материальные условия для деятельности публичной власти. В наше время НДФЛ занимает большую часть в бюджете страны, его зачисление в консолидированный бюджет РФ увеличился в период с 2010 по 2016 гг. на 19%, удельный вес НДФЛ в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ. В период 2007-2016 гг. прирост НДФЛ в консолидированный бюджет субъектов РФ составил 146,2%.

Анализ статистических данных показывает, что НДФЛ является «зарплатным» налогом. При повышении заработной платы следует ожидать повышение налоговых поступлений за счет роста возросшей налоговой базы. Факторами, влияющими на сокращение поступление НДФЛ в бюджет, является, в т.ч. численность не работающих граждан в стране, снижающийся уровень жизни населения, ухудшающаяся демографическая ситуация.

Замедленные темпы роста заработной платы относительно темпов роста дохода населения свидетельствует, что наибольшая доля доходов населения находится в «тени» и имеется большой потенциал собираемости НДФЛ при условии эффективного администрирования налога со стороны налоговиков. На основании данных независимых экспертов, «серая» заработная плата составляет на сегодня по РФ почти 40 % доходов, полученных гражданами от своих работодателей.

Существующие проблемы, связанные с исчислением, уплатой НДФЛ и получением налоговых вычетов, прежде всего, обусловлены сложностью налогового законодательства, недостаточной грамотностью работников бухгалтерии налоговых агентов, работников налоговых органов и самих физических лиц, существующими пробелами в налоговом законодательстве.

Проведенный мной анализ применения НДФЛ налоговыми агентами, физическими лицами свидетельствует об имеющихся трудностях при исчислении данного налога. Это требует разработки более полных методических разъяснений со стороны Минфина России и ФНС России.

Изучение зарубежного опыта показало, что налог с физических лиц (подоходный) в Германии базируется на социальной справедливости, который реализуется посредством применения прогрессивных налоговых ставок, полнейшего освобождения от уплаты налога населения с низким достатком (малообеспеченного). Налог с физических лиц (подоходный) в Германии считается инструментом регулирования неравномерности в распределении доходов населения. В Германии подоходное налогообложение физических лиц социально ориентировано (предоставляются большие вычеты по размеру, налогоплательщик быстрее становится субъектом уплаты подоходного налога). По мнению отечественных ученых в России налоговая политика в области налогообложения доходов физических лиц характеризуется достаточно слабой регулирующей и социальной функциями налогов с преобладанием фискальной функции.

По моему мнению мерами, способствующими повышению поступления НДФЛ могли бы стать: проведение государством последовательной антиинфляционной политики, повышения пенсионного возраста, проведение более «жесткой» миграционной политики, рост качества налогового администрирования.

От руководства страны, государственных налоговых органов в настоящее время требуется дальнейшее совершенствования налоговой системы не только c целью увеличения собираемости налогов, в т.ч. и НДФЛ, но и решения острых социально-экономических вопросов, связанных с преодолением неравенства в доходах.

^ Наверх